История
Первый чертёж лифта 1861 год
Впервые о лифте писал римский архитектор Витрувий, ссылавшийся в свою очередь на Архимеда, который построил подъёмный аппарат, вероятно, ещё в 236 году до н. э.[1]
Более поздние упоминания о лифтах датируются серединой VI века (лифты Монастыря Святой Екатерины в Египте), первой четвертью XVIII века (во Франции) и XVII века (лифт Виндзорского замка в Англии, «Летающий стул» Велайера в одном из парижских дворцов).[1] В XVIII веке пассажирские лифты начали применяться в России (лифты дворцовых построек Царского Села, подмосковной усадьбы Кусково, подъёмные стол и кресло в Петродворцовском Эрмитаже). В 1795 году И. П. Кулибин
разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъёмных и
спускных кресел) для Зимнего Дворца. В 1816 году лифт был установлен в
главном доме подмосковной усадьбы Архангельское.[1]
В 1854 году Э. Г. Отис продемонстрировал своё устройство безопасности — ловители —
в Кристалл Паласе на выставке в Нью-Йорке. Отис становился на открытой
платформе подъёмника и топором обрубал удерживавший её канат. При этом
платформа оставалась на месте и не падала в шахту благодаря ловителям.[1]
Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке
в 1857. Отис и не подозревал, что его простое устройство безопасности в
сочетании с использованием стальных каркасов зданий даст возможность
строить многочисленные небоскрёбы.
В 1859 году фирма Отиса поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт.
От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а
кабина ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнём от
паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина
шла вверх, влево — вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом,
вдоль одного её угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Но эта
система оказалась медленной, неудобной и дорогой. Было смонтировано
только два таких лифта. В отеле он был заменён в 1875 году. В этот
период лифты, как правило, приводились в движение паровой машиной по
направляющим, подъёмные канаты наматывались и сматывались с барабана. В
САСШ такие лифты назывались «вертикальная железная дорога».
В 1867 году на Всемирной выставке в Париже были впервые показаны гидравлические лифты,
которые имели ряд преимуществ по сравнению с канатными. Позже такой
лифт установили на Эйфелевой башне. На этих лифтах удалось достичь
высокой скорости движения кабины — до 3,5 м/с, но из-за значительной
первоначальной стоимости и эксплуатационных расходов пришлось от них
отказаться.[2]
В 1878 году был изобретён ограничитель скорости, позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости.
Первый электрический лифт был запатентован в 1861 году всё тем же
Отисом. Первый электрический пассажирский лифт с реечным механизмом был
изготовлен немецкой фирмой Siemens & Halske в 1880 году. Он поднимался на высоту 22 метра за 11 секунд. Первый электрический лифт фирмы «Отис»
был смонтирован в одном из нью-йоркских небоскрёбов в 1889 году. С тех
пор проблема подъёма больше не сдерживала рост зданий вверх. В конце
XIX века появились лебёдки с канатоведущими шкивами, это были лебёдки с
двойным обхватом шкива.
К началу XX века электрические лифты получили широкое
распространение, постепенно вытесняя лифты с другими типами приводов. В
1920-х годах появились лебёдки с одинарным обхватом канатоведущего
шкива, которые широко применяются и сейчас. В России лифтостроение
начало развиваться лишь после революции 1917 года, когда наряду с
грузовыми и пассажирскими лифтами общего назначения стали изготовляться
лифты специальных типов.
После Великой Отечественной войны, то есть в конце 1940-х годов, в
СССР было освоено серийное производство типовых конструкций лифтов
общего назначения и скоростных лифтов. В 1955—56 годах ВНИИПТМАШ
совместно с трестом «Союз Лифт» создали типовой ряд конструкций
пассажирских лифтов для жилых домов и общественных зданий
грузоподъёмностью от 320 до 1000 кг, а также типовой ряд грузовых
лифтов грузоподъёмностью от 100 до 5000 кг и больничный лифт
грузоподъёмностью 500 кг. Наибольшее развитие отечественное
лифтостроение получило в 1963 году, когда было организовано Центральное
проектно-конструкторское бюро по лифтам.
ЦПКБ по лифтам в 1966—67 годах разработало новый параметрический ряд
пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62
исполнениями. С ростом больших городов и появлением многоэтажной
застройки значительно возрос и лифтовой парк. В конце 1990-х годов
появились лифты, принцип действия которых основан на микросхемах и
микроэлектронике. Несмотря на значительное многообразие типов и
конструкций современных лифтов, все они состоят из основных элементов,
имеющих принципиально одинаковое значение.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%84%D1%82 |